Пожалуй, всем в наше время известно, что бижутерия (от фр. Bijouterie) – это ювелирные изделия из недрагоценных металлов и камней.
Пожалуй, всем в наше время известно, что бижутерия (от фр. Bijouterie) – это ювелирные изделия из недрагоценных металлов и камней. Однако мало кто может ответить на вопрос откуда и когда она на самом деле появилась.
Считается, что украшать себя такими изделиями было принято еще у самых древних цивилизаций. Это подтверждают и археологические раскопки – бусы из зубов животных, ракушек, поделочных и полудрагоценных камней находят на городищах майя и ацтеков, шумеров и вавилонян. В те времена украшения выполняли не только эстетическую функцию, но и служили магическими оберегами и амулетами. Считалось, что они обладают огромной силой.
Дело самых древних народов продолжили египтяне. Они освоили и усовершенствовали технологию обработки драгоценных и полудрагоценных камней, лишив поделки из них особого сакрального смысла и превратив в украшения. Стоит отметить, что именно поделочные камни были в почете в античном мире и лишь с приходом Римской империи ситуация кардинально изменилась.
Римские императоры полностью игнорировали скромное обаяние полудрагоценных камней, отдавая предпочтение шикарному блеску изумрудов и бриллиантов. Причем, они не просто украшали себя парой-тройкой драгоценностей – они действительно не знали меры. К примеру, жена Калигулы считала зазорным выйти из дома, предварительно не нацепив на себя несколько килограммов драгоценных камней. Да и сам император был не прочь украсить каждый палец кольцом, а зачастую и не одним.
Император Нерон также был весьма неравнодушен к драгоценностям, поэтому он даже приказал крыть свой дворец и знаменитый театр Помпеи листовым золотом. Естественно, что страсть к украшениям, которую питали высочайшие лица Римской империи, передалась и простолюдинам. Но они не могли позволить себе настоящие драгоценности, по этой причине и появилась в то время технология дутых украшений.
Следующим витком популяризации бижутерии стала эпоха Возрождения. Вернее, тогда стали популярны богатые убранства и, естественно, дополнять их массивными, дорогостоящими ювелирными изделиями не считалось зазорным, напротив – это было вершиной стиля. Конечно же, бижутерии, как таковой, в то время не существовало, однако появились искусные подделки ювелирных изделий из более дешевых металлов и стекла. Такие подделки зачастую использовались для подмены ценных фамильных драгоценностей – их надевали на приемы и балы, а также держали дома на случай воров, в то время как настоящие ювелирные изделия были надежно спрятаны в сокровищнице. Также часто ювелиров просили изготовить поддельное украшение из-за элементарной недоступности и дороговизны настоящего.
В XVIII веке бижутерия обрела свою истинную популярность. Искусно ограненные хрустальные запонки, подвески, бусины больше не считались моветоном на светских приемах и раутах. Примерно в то же время, стараниями мошенника и авантюриста Жоржа Фредерика Страсса, который умел искусно подделывать бриллианты, появились так хорошо знакомые нам сегодня стразы.
Позже, примерно через столетие после Страсса, его дело продолжил чешский скрипач Даниэль Сваровски. Он изобрел машину, которая справлялась с обработкой хрусталя с невиданной до этого скоростью. В конце XIX века скрипач уже владел фабрикой, а производство знаменитых кристаллов Swarowski было поставлено на поток.
После этого еще достаточно длительное время бижутерия не считалась украшением, достойным украшением светской дамы и модницы – все они отдавали предпочтение драгоценным металлам и камням. Официально в моду ее ввела знаменитая Коко Шанель, одновременно со стилем энергичной, деловой женщины, гардероб которой лаконичен, элегантен, удобен и не требует тонких ювелирных украшений. Мадам Коко ввела в моду искусственные металлы, сложные узоры, сочетания больших и маленьких элементов. Такая бижутерия лишила ювелирные изделия главного преимущества – их элитарности и ювелирной тонкости, оставив их вне моды.
Коко Шанель не только ввела в моду бижутерию, она сделала ее элементом стиля и отдельным видом ювелирного искусства, которое не выходит из моды и по сей день остается фаворитом у модниц всего мира.